Книжная выставка 01 декабря 2020

Александра Блока знают не только как русского поэта, писателя и публициста. Он известен своими переводами и критическими статьями. Навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма.

Творческая биография поэта началась довольно рано. Александр родился в семье, которая была очень культурной и образованной, и это наложило свой отпечаток на становление его как творческой личности. Еще в юном возрасте он начал много читать, любил театр, ходил в драмкружок, и пробовал сам писать стихи. Его первые произведения родились, когда Саше исполнилось всего 5 лет. Будучи подростком, он с двоюродными братьями выпускал рукописный журнал, ставил сценки и сам в них участвовал.

Важным моментом становления Блока как поэта стала его женитьба. Его избранницу звали Любовь Менделеева, дочь прославленного российского ученого Дмитрия Менделеева. Их отношения не всегда складывались гладко, были свои сложности и недопонимание, но они страстно любили друг друга, и это помогало преодолевать все преграды на пути к счастью. Жена была для Блока не только любимой женщиной, но и музой, именно она вдохновляла его в творчестве, это ее черты просматриваются в некоторых персонажах стихов поэта.

Настоящая карьера поэта стартовала именно с 1900 года. Он продолжал увлекаться поэзиями Фета, запоем читал лирику Соловьева, размышлял над учениями Платона. Среди знакомых Блока в те годы появились Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, издававшие журнал «Новый путь». В этом издании Александр Блок публиковал свои поэтические произведения и критические статьи.

В начале своего творческого пути Блок всей душой потянулся к символизму, движению в литературе, которое проникло в культуру, было новаторским, экспериментальным, не всегда понятным. Стихи, написанные в этом стиле, были полны загадочности, непредсказуемости и недосказанности. Лучшими представителями символизма в Петербурге считались Мережковский и Гиппиус, а в Москве в этом жанре работал Валерий Брюсов. Практически в одно время с дебютом в журнале «Новый путь» в Петербурге, поэзия Блока была напечатана и в московском альманахе «Северные цветы».

Очень близким для поэта стал кружок продолжателей и поклонников творчества Владимира Соловьева, который организовался в Москве. Во главе этого кружка стоял молодой и очень перспективный поэт и прозаик Андрей Белый. Вскоре Белый и Блок стали близкими друзьями, а члены этого кружка пополнили ряды поклонников творчества Александра.

В 1903-м московский альманах «Северные цветы» напечатал на своих страницах цикл поэзий Блока, объединив их общим названием «Стихи о Прекрасной Даме». Блок был первым среди российских поэтов, кто увидел в женщине не только жену и мать, а источник вдохновения, чистоты и света. Он пытается донести до читателей мысль о том, что с помощью любви отдельный человек может стать целой Вселенной. В это же время выходит сборник поэзий, в который вошли произведения студентов Императорского Петербургского университета. Среди них оказались и три стихотворения Александра Блока.

РЕВОЛЮЦИЯ 1905 ГОДА

События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль.

Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской.

Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.

ОТКАЗ ОТ СИМВОЛИЗМА

В 1909 году Блока ждало несколько потрясений. В этом году не стало его отца, отношения с которым он поддерживал много лет. Потом умер его первенец, не прожив и нескольких дней. Отец оставил сыну приличное наследство, благодаря которому поэт мог не задумываться о хлебе насущном, и полностью предаваться творчеству.

В том же 1909-м Блок путешествовал по Италии, и эта поездка вызвала у него бурю новых эмоций. Он сумел пересмотреть все, что ранее представляло для него большую ценность. Этот процесс ярко прослеживается в цикле стихов под названием «Итальянские стихи» и прозаических очерках, собранных в книге «Молнии искусства». После долгих метаний Александр сделал вывод, что больше не черпает вдохновения от символизма, что ему просто необходимо самоуглубление и духовная диета. В это время он сосредоточился на создании больших произведений, поэт не разменивается на публицистическую работу и полностью игнорирует все мероприятия, где собиралась поэтическая богема тех лет.

В 1910-м Блок вынашивал идею создания эпической поэмы «Возмездие». Он начал работу над ней, но так и не довел ее до конца. В 1912-1913-м годах поэт сочинил пьесу под названием «Роза и Крест». В 1911-м Александр выпустил собрание сочинений в 3-х томах, куда вошли его произведения из написанных ранее пяти книг. Впоследствии этот трехтомник переиздавался несколько раз.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

У Блока никогда не было негативного отношения к советской власти. В отличии от Михаила ПришвинаАнны Ахматовой, Юлия Айхенвальда, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, которые выступали с критикой новой власти, Александр принял революцию и даже пошел на сотрудничество с новыми властями.

В то время Блок был достаточно популярным поэтом, и государственное руководство использовало его известность для осуществления своих задумок. Поэта постоянно назначали возглавлять какие-то учреждения или комиссии, в которых он ничего не смыслил и которые были ему абсолютно не интересны.

В те годы Блок написал своих знаменитых «Скифов» и нашумевшую поэму «Двенадцать». Ключевым образом поэмы был Иисус Христос, возглавивший шествие двенадцати красноармейцев. Эта поэма вызвала неоднозначную реакцию литературного сообщества. В настоящее время поэме дана объективная оценка, и ее признали лучшей из того, что было написано в Серебряном веке. Однако в то время современники поэта высказывались о ней резко негативно, особенно их возмутил образ Иисуса. Блок написал эту поэму за месяц, и сразу превратился в персону нон грата. От него отвернулись не только власти, но и коллеги. Они считали его безумцем, а он писал о себе: «Я – гений».

СМЕРТЬ ПОЭТА

Здоровье поэта начало слабеть после Октябрьской революции. Он поддерживал новую власть, а она в свою очередь не жалела его. У Блока появилась масса обязанностей и должностей, он не мог должным образом заботиться о здоровье, и вскоре это дало о себе знать. У него развилась астма, начало барахлить сердце, и ко всему этому добавилось психическое расстройство. В 1920-м он заболел цингой.

В те годы поэта начали преследовать трудности с финансами. Нужда и многочисленные болезни не давали ему шанса на жизнь, и 7 августа 1921 года Блока не стало. Он умер в собственной квартире в Петрограде от воспаления сердечных клапанов. На отпевание великого поэта пригласили протоиерея Алексея Западалова. Местом упокоения Александра Блока стало Смоленское православное кладбище.


Независимая оценка качества условий оказания услуг
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?