Профилактика зависимостей

Профилактика зависимостей представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к зависимостям.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы человека стать зависимым, называются факторами риска. Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называются факторами защиты (протективными факторами).

Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от зависимостей. Такими факторами могут быть:

·     проблемы физического и психического здоровья;

·     рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией,

·     отсутствие устойчивости к давлению сверстников;

·     личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);

·     высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье; 

·     неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;

·     проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками.

Факторами защиты могут быть: 

·     семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;

·     средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспеченность жильем;

·     высокое качество медицинской помощи;

·     низкий уровень преступности в населенном пункте, регионе;

·     доступность служб социальной помощи;

·     высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие, 

·     высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;

·     соблюдение норм общества.

В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Профилактика болезней - Официальный портал Екатеринбурга


Видеолекция антинаркотической направленности для учащихся старших классов

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией на территории региона и переходом учащихся на дистанционное обучение, Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Свердловской области разработана видеолекция антинаркотической направленности для учащихся старших классов : https://disk.yandex.ru/i/c7EMaicJraPtuQ

Фильм "Решай сам"

Независимая оценка качества условий оказания услуг
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?